Механизм действия лфк. Механизмы лечебного действия средств лечебной физической культуры

В основе терапевтического действия средств ЛФК лежит про­цесс дозированной тренировки. Тренировка закрепляет и совершенствует условнорефлекторные и безусловнорефлек-торные связи, т.е. усиливает регулирующее и координирую­щее влияние ЦНС на функции различных органов и систем организма. Высокая пластичность ЦНС позволяет в резуль­тате систематической тренировки физическими упражне­ниями выработать новый динамический стереотип, обус­ловливающий точность и координацию ответных реакций основных систем организма, а также значительную их эко-номизацию.

Сущность влияния физических упражнений на функции внутренних органов должна рассматриваться в свете теории моторно-висцеральных рефлексов.


▲ Основные механизмы влияния физических упражнений на висцеральную сферу (в том числе и на сердечно­сосудистую систему):

Стимулирующее влияние физических упражнений, складывающееся из тренирующего и трофического, осуществляется рефлекторным механизмом как основным. На функции внутренних органов оказывают влияние три группы рецепторов - экстероцепторы, проприоцепторы и интероцепторы; любой из них обусловливает ответную вегетативную реакцию.

Ведущей системой при физических упражнениях является проприоцепция, вызывающая разнообразные условные и без­условные висцеральные изменения. Эти моторно-висцеральные рефлексы осуществляются всеми уровнями ЦНС. Нейроре-гуляторный аппарат (вегетативные центры), обусловливающий нормализацию деятельности внутренних органов, находится под доминирующим влиянием моторного анализатора (кинестезия). Нормальный динамический моторно-висцеральный стереотип характеризуется доминантой моторики, которая может быть восстановлена систематическими и регулярными занятиями ЛГ, на тренажерах, ходьбой, бегом, плаванием и др.

Влияние средств ЛФК на гемодинамику характеризуется активизацией всех основных и вспомогательных гемодинами-ческих факторов (кардиального, экстракардиального сосудистого происхождения, тканевого обмена и др.). Процесс дозированной тренировки, ведущий к повышению адаптации и функцио­нальной способности сердечно-сосудистой системы, а следо­вательно, к улучшению функции кровообращения, обеспечи­вается развитием временных связей между корой и внутренними органами, корой и мышечной системой, созданием единой интегральной функционирующей системы, характеризующейся более высоким уровнем работоспособности [Мошков В.Н., 1982].

В оценке терапевтического действия средств ЛФК должна учитываться их способность нормализовывать на­рушенное тормозно-возбудительное отношение корковых процессов и восстанавливать динамическое их равновесие. Скелетная мускулатура, являясь мощным регулятором вегетативных функций, активно влияет на гемодинамику.

Локомоторная доминанта избирательно действует на внутренние органы, стимулируя функции одних и тормозя функции других. В связи с этим средства ЛФК в зависимости от патологического фона могут действовать не только в различном количественном выражении, но и в диаметрально противопо­ложных направлениях. Например, повышение АД при физи-



ческих упражнениях - интегральный результат трех основных механизмов: непосредственно самих физических упражнений (моторика), повышающегося при них мышечного тонуса и сдвига лабильности ЦНС (схема 5.1).

Можно сделать вывод, что функциональная зависимость между скелетной мускулатурой и АД существует, но представляет собой значительно более сложное взаимодействие, чем это раньше предполагалось (механическая теория «мышечного

насоса»).

Физические упражнения действуют на сосудистый тонус избирательно. Эта избирательность влияния мышечной деятельности - результат изменения лабильности нервных центров под систематическим действием проприоцепции. В состоянии детренированности и при патологии регуляция осуществляется по механизму сердечно-сосудистая системам моторика, что ведет к нарушению гармонии между гемодинамикой и мышечными напряжениями. Систематическая тренировка перестраивает патологический динамический стереотип, и вся деятельность системы кровообращения попадает под доминирующее влияние моторного анализатора. Регуляция начинает осуществляться по направлению моторика -> сердечно-сосудистая система. Доминанта же моторного анализатора присуща


здоровому организму. Проприоцептивные импульсы, возни­кающие при физических упражнениях, разрывают порочный круг, стимулируют нервную трофику и восстанавливают нормальное соотношение между локомоторным аппаратом и сердечно-сосудистой системой.

Подтверждением существенного значения методики тренировки физическими упражнениями в установлении определенного уровня АД может служить опыт проведения ЛФК. Согласно общепринятой методике ЛГ при гипертонической болезни [Мошков В.Н., 1977], применяются упражнения малой интенсивности, суммация эффекта которых проявляется в отчетливом депрессорном эффекте (снижение АД в покое). Методика ЛГ при первичной артериальной гипотензии [Тем­кин И.Б., 1977], наоборот, предусматривает применение физических упражнений значительной мощности и интен­сивности, в том числе и скоростно-силовые нагрузки. В результате их систематического и регулярного использования регист­рируется достоверное повышение (нормализация) АД в покое. Поэтому закономерно применение специально подобранных и дозированных физических упражнений как оздоравливающего и тренирующего, профилактического и терапевтического средства (рефлекторная терапия). Систематическая тренировка физическими упражнениями ведет к повышению функцио­нального состояния сердечно-сосудистой системы у здорового человека и нормализует различные отклонения функций аппарата кровообращения при патологии и детренирован­ности.

Влияние средств ЛФК на сердечно-сосудистую систему выражается в тренировке основных и вспомогательных факторов гемодинамики. При этом следует учитывать возрастание сократительной функции миокарда, происходящее вследствие усиления питания мышц сердца во время выполнения ряда физических упражнений, активизации в них кровотока, введения в действие дополнительных капилляров сердечной мышцы и др. Все это ведет к усилению окислительно-восстановительных процессов в миокарде, результатом чего является увеличение пропульсивной его функции. Иными словами, средства ЛФК активизируют основной фактор гемодинамики - кардиальный. Усилению сократительной способности миокарда при занятиях физическими упражнениями содействует более полноценная диастолическая фаза, обусловленная увеличением массы циркулирующей крови при физических нагрузках (процедура Л Г) за счет крови, находившейся в покое в депонированном состоянии. Нормализация центральной регуляции сосудистого тонуса при выполнении физических упражнений, массажа и


других процедур ведет к активизации и второго фактора гемодинамики - экстракардиального.

При тренировке физическими упражнениями рационали­зируются процессы тканевого обмена, происходит активизация окислительно-восстановительных процессов в мышцах, отмечаются их преобладание над расщепительными, более экономное расходование потенциальных веществ и, таким образом, накопление их в тканях. Все это ведет к экономизации работы сердца и всей сердечно-сосудистой системы, так как уменьшаются запросы периферии к центральному аппарату кровообращения (В.Н.Мошков).

Значительной активизации венозного кровообращения способствует группа вспомогательных экстракардиальных фак­торов гемодинамики, включающаяся при физических нагруз­ках, - дыхательные движения грудной клетки и диафрагмы, изменение внутрибрюшного давления, ритмичные сокращения и расслабления скелетной мускулатуры и др. Все это позволяет рассматривать средства ЛФК как мощный и эффективный фактор активизации гемодинамики, усиления адаптации сердечно-сосудистой системы к возрастающим физическим нагрузкам и повышения ее функциональной способности.

Следует учитывать и значительное положительное влияние средств ЛФК на эмоциональную сферу больного, их способность повышать психологический тонус. В связи с тем, что при заболеваниях сердечно-сосудистой системы у больных возникают нарушения в психоэмоциональной сфере, это обстоятельство приобретает важное значение. Средства ЛФК способствуют снятию своеобразного психологического тормоза, не позво­ляют больному «уйти в болезнь», вырабатывают у него уверен­ность в своих силах и положительном исходе заболевания (И.Б.Темкин).

5.1.2. Средства и формы лечебной физической культуры Средства ЛФК

Физические упражнения обусловливают образование, усиление и упрочение нервных связей между ЦНС и афферентными системами локомоторного аппарата и внутренних органов.

Одной из задач Л Г при заболеваниях органов кровообращения является выработка у больных правильного полного дыхания, а также умения сочетать мышечную деятельность в разных двигательных режимах с дыханием. Нарушения дыхания, неумение его регулировать характерны для пациентов с


патологией органов кровообращения и являются, по-видимому, признаками снижения функций сердечно-сосудистой системы и общей дискоординации движений. Поэтому обучение больных правильному дыханию, выработка у них жизненно необходимых и важных бытовых навыков и качеств (координация движений, произвольное расслабление скелетных мышц, мышечная сила, выносливость к статическому усилию, осанка, нормализация динамического стереотипа и др.) входят в задачи ЛФК как метода нейромоторного перевоспитания больного.

Основную часть занятий ЛГ при заболеваниях внутренних органов составляют упражнения изотонического характера (классификацию см. в главе 2). Упражнения в изометрическом режиме включаются строго дозированно, причем их характер и объем при различных заболеваниях системы кровообраще­ния различны. Особенности мышечной деятельности в изо­метрическом режиме позволяют систематизировать физические упражнения по трем основным признакам: а) анатомичес­кому, в котором учитывается не только локализация мышечных групп, принимающих участие в выполнении статических напряжений, но и масса мышечной ткани; б) интенсивности развиваемого статического усилия; в) продолжительности раз­виваемого статического напряжения (табл.5.1). В практической работе необходимо постоянно учитывать все эти признаки упражнений, так как они тесно связаны между собой (И.Б.Темкин).

В действии упражнений в изометрическом режиме на ЦНС, в частности на интерацептивные процессы и взаимоотношения, прежде всего необходимо отметить их отчетливое возбуждаю­щее влияние, сменяющееся сдвигами противоположного направления в восстановительном периоде. При некото­рых заболеваниях органов кровообращения (например, при первичной артериальной гипотензии) упражнения в изо­метрическом режиме создают охранительное возбуждение, обеспечивая таким образом направленное патогенетическое влияние. Смена возбуждения на торможение в периоде последействия упражнений в изометрическом режиме, а также усиление тормозных процессов в результате дыхательных упражнений и упражнений в произвольном расслаблении мышц, которые комплексуются со статическими усилиями, обес­печивает патогенетическое влияние при некоторых заболеваниях органов кровообращения (например, при гипертонической болезни). Упражнения в изометрическом режиме обеспечивают широкие межсистемные регуляторные влияния и прежде всего рефлекторное взаимодействие локомоторной и висцеральной систем (М.Р.Могендович).


Таблица 5.1 Применение упражнений в изометрическом режиме ЛФК при болезнях органов кровообращения (с учетом разных признаков систематизации) [Темкин И.Б., 1977]

Признак систематизации Применение упражнений
широкое ограниченное
Анатомический Для мышц рук и пле- Для мышц рук, для
чевого пояса; для мышц мышц шеи, для мышц
туловища; для мышц передней стенки живо-
ног (включая исходное та
положение стоя)
Интенсивность развивае- Малая, умеренная, Высокая, околопредель-
мого статического усилия* средняя ная
Продолжительность раз- Малая, средняя, боль-
виваемого статического шая
усилия
Использование снарядов Без снарядов, со сна- Без снарядов с соупраж-
(предметов) рядами, на снарядах няющимся (партнером)

* Супредельная и предельная.

При заболеваниях органов кровообращения дыхательные упражнения применяют: а) в качестве специальных, спо­собствующих нормализации кровообращения; б) как средство для снижения величины общей и специальной нагрузки в процедуре ЛГ; в) для обучения больных правильному рацио­нальному дыханию и умению произвольно регулировать дыхание в процессе выполнения физической нагрузки.

Доминанта моторного анализатора, вызываемая физическими упражнениями, нормализует состояние дыхательной системы. Под влиянием проприоцептивных импульсов изменяется функциональная лабильность дыхательного центра: чрезмерно высокая - снижается, а патологически низкая - повышается. Важно еще и то, что активизация проприоцептивной аффе-рентации обеспечивает еще одно важное звено совершенст­вования организма - повышение согласованности функций двух взаимосвязанных систем - кровообращения и дыхания. Мото­рная доминанта не только нормализует и повышает функцио­нальную способность каждой отдельной системы, но и интег-рирующе обусловливает корреляцию их деятельности на более высоком уровне.

Упражнения в произвольном расслаблении скелетных мышц применяются при болезнях кровообращения: а) в качестве специальных, способствующих оптимизации функции аппарата циркуляции; б) как средство, расширяющее диапазон моторных навыков, умений и качеств больного; в) как средство, спо-


собствующее снижению уровня общей и специальной нагрузки и процедуре Л Г. Отличительной физиологической особенностью этих упражнений является отчетливое тормозное действие на ЦНС. Работа моторного аппарата человека всецело подчинена ЦНС: возбуждение моторных центров вызывает сокращение мышц и их тоническое напряжение, а торможение - рас­слабление мышц. При этом полнота релаксации мышц прямо пропорциональна глубине и степени развившегося тормозного процесса (М.Р.Могендович, В.Н.Мошков).

Важным условием оптимизации функций организма, повышения его работоспособности является рациональное чередование мышечных напряжений и расслаблений. При этом волевое расслабление, как и активное напряжение мышц при изометрических усилиях, следует рассматривать как свое­образную тренировку всего локомоторного аппарата. Воздействие механизма моторно-висцеральных рефлексов естественно сказывается на различных вегетативных функциях, прежде всего дыхании и кровообращении.

Физические упражнения в водной среде. Характерная особенность этого вида воздействия - влияние на организм комплекса факторов: а) непосредственно самих упражнений; б) температуры воды; в) гидростатического давления воды; г) со­противления движениям и др. В оценке механизма влияния упражнений в водной среде на сердечно-сосудистую систему следует учитывать не только моторно-висцеральный путь регуляции, но и дополнительное действие рецепторов кожи.

Таким образом, при занятиях ЛГ в воде проприоцептивная афферентация меняется в результате самих упражнений (изотонического характера), а также по механизму цепного рефлекса она оказывается вовлеченной в регуляцию органов кровообращения.

Спортивно-прикладные упражнения. Очень важная форма мышечной деятельности при заболеваниях органов кровообраще­ния - естественные локомоции циклического характера.

Естественные локомоции циклического характера (ходьба и бег) издавна применяются как средство профилактики и лечения. Предъявляя меньшие требования к сердечно-сосудистой системе, они служат средством расширения двигательного режима больных. Передвижения на спусках в значительной степени расширяют арсенал методических приемов дозировки нагрузки при занятиях естественными локомоциями цикли­ческого характера.

Естественные локомоции циклического характера являются компонентом трех форм ЛФК - утренней гигиенической гимнастики, ЛГ и игровых занятий, причем в ЛГ ходьба и бег

могут выполнять роль не только общеразвивающих, но и специальных упражнений.

Рациональное сочетание дыхания с движением - обязательное условие занятий физическими упражнениями и залог получения благоприятных результатов от их применения. При этом важна интенсивность циклической работы. При некоторых заболеваниях органов кровообращения, резком снижении функционального состояния сердечно-сосудистой системы тренировке в ходьбе должна предшествовать подготовка больных специально подобранными гимнастическими упражнениями.

Отдельную форму ЛФК составляют терренкур, дозированная ходьба и ближний пешеходный туризм, в которых основным средством является ходьба.

Игры. С физиологической точки зрения, игры представляют собой сложные формы ациклической мышечной деятельности, что существенным образом затрудняет дозировку общей и специальной нагрузки. Однако этот недостаток очень хорошо восполняется высокой эмоциональностью игр. Положительные эмоции, возникающие во время игры, служат для снятия своеобразного «психогенного тормоза», развившегося в ре­зультате болезни и гипокинезии. Положительный эмоцио­нальный фон во время игры способствует проявлению истинных функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, как правило, значительно более высоких, чем об этом складывается впечатление и у врача, и у больного. Игровая деятельность позволяет включить и использовать достаточно большие резервные возможности сердечно-сосудистой системы больных, что затрудняется при других формах мышечной деятельности (в результате страха). В этом проявляется очень важное положительное качество игровых нагрузок.

В современной ЛФК игры используются в качестве вспомогательной формы и являются одним из компонентов активного двигательного режима больных.

Формы ЛФК

При заболеваниях сердечно-сосудистой системы находят применение все основные формы ЛФК (см. главу 2); широко используются специальные занятия в произвольном рас­слаблении скелетной мускулатуры (аутогенная тренировка), массаж - лечебный, сегментарно-рефлекторный, точечный.

Каждая из форм ЛФК имеет свои особенности, зависящие от характера составляющих ее физических упражнений, и соответственно в разной степени важна при различных


заболеваниях органов кровообращения. Естественно, что и задачи, стоящие перед разными формами ЛФК, различны. Основная форма ЛФК - лечебная гимнастика, которая вместе с другими видами двигательной активности составляет режим больных (стационарный, поликлинический, санаторно-курорт­ный). Сочетание в двигательном режиме нескольких форм ЛФК очень важно прежде всего для обеспечения разносторонности воздействия.

  • 2.5. Периоды лфк и режимы двигательной активности
  • 2.6. Организация работы по лфк в лечебно-профилактических учреждениях. Методы оценки воздействия физических упражнений и эффективности применения лфк
  • Часть вторая
  • 3.2. Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • 3.3. Основы методики лфк при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
  • 3.4. Атеросклероз
  • 3.5. Ишемическая болезнь сердца (ибс)
  • 3.6. Гипертоническая болезнь (гб)
  • 3.7. Гипотоническая болезнь
  • 3.8. Нейроциркуляторная дистония (нцд)
  • 3.9. Приобретенные пороки сердца
  • 3.10. Облитерирующий эндартериит
  • 3.11. Варикозное расширение вен (врв) нижних конечностей
  • Глава 4 лфк при заболеваниях органов дыхания
  • 4.1. Основные причины заболеваний органов дыхания
  • 4.2. Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • 4.3. Основы методики лфк при заболеваниях органов дыхания
  • 4.4. Острая и хроническая пневмония
  • 4.5. Плеврит
  • 4.6. Бронхиальная астма
  • 4.7. Эмфизема легких
  • 4.8. Бронхиты
  • 4.9. Бронхоэктатическая болезнь
  • 4.10. Туберкулез легких
  • Глава 5 лфк при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (жкт) и органов мочевыделения
  • 5.1. Основные клинические проявления заболеваний жкт
  • 5.2. Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • 5.3. Гастриты
  • 5.4. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
  • 5.5. Заболевания кишечника и желчевыводящих путей
  • 5.6. Опущение органов брюшной полости
  • 5.7. Заболевания органов мочевыделения
  • Глава 6 лфк при гинекологических заболеваниях
  • 6.1. Воспалительные заболевания женских половых органов
  • 6.2. Неправильное (аномальное) положение матки
  • Глава 7 лфк при нарушениях обмена веществ
  • 7.1. Ожирение
  • 7.2. Сахарный диабет
  • 7.3. Подагра
  • Глава 8 лфк при заболеваниях суставов
  • 8.1. Основные клинические проявления при артритах и артрозах
  • 8.2. Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • 8.3. Артриты
  • 8.4. Артрозы
  • Часть третья
  • 9.2. Задачи и основы методики лфк при травмах ода
  • 9.3. Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • 9.4. Переломы костей нижних конечностей
  • 9.5. Переломы костей верхних конечностей
  • 9.6. Повреждения суставов
  • 9.7. Переломы позвоночника и костей таза
  • Глава 10 особенности реабилитации спортсменов после травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата
  • Глава 11 лфк при операциях на органах грудной клетки и брюшной полости, при ампутациях конечностей
  • 11.1. Операции на сердце
  • 11.2. Операции на легких
  • 11.3. Операции на органах брюшной полости
  • 11.4. Ампутации конечностей
  • Глава 12 лфк при ожогах и отморожениях
  • 12.1. Ожоги
  • 12.2. Отморожения
  • Глава 13 лфк при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии
  • 13.1. Нарушения осанки
  • 13.2. Сколиозы
  • 13.3. Плоскостопие
  • Часть четвертая лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы
  • Глава 14
  • Основные клинические проявления при заболеваниях и повреждениях нервной системы
  • Глава 15 лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
  • Глава 16 лфк при нарушениях мозгового кровообращения
  • Глава 17 лфк при травматической болезни спинного мозга (тбсм)
  • 17.1. Виды повреждений спинного мозга. Периоды тбсм
  • 17.2. Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • 17.3. Методика лфк в различные периоды тбсм
  • Глава 18 лфк при остеохондрозах позвоночника
  • 18.1. Шейный остеохондроз
  • 18.2. Поясничный остеохондроз
  • 18.3. Лечение остеохондрозов позвоночника
  • Глава 19 лфк при неврозах
  • Часть пятая
  • 20.2. Врожденная косолапость (вк)
  • 20.3. Врожденная мышечная кривошея (вмк)
  • Глава 21 лфк при заболеваниях внутренних органов
  • 21.1. Миокардит
  • 21.2. Острая респираторная вирусная инфекция (орви)
  • 21.3. Бронхиты
  • 21.4. Пневмония
  • 21.5. Бронхиальная астма
  • 21.6. Дискинезия желчевыводящих путей (джвп)
  • 21.7. Рахит
  • Глава 22 лфк при заболеваниях нервной системы
  • 22.1. Детский церебральный паралич (дцп)
  • 22.2. Миопатия
  • Глава 23 подвижные игры в системе реабилитации детей
  • Часть шестая особенности занятий физическими упражнениями с отдельными контингентами населения
  • Глава 24
  • Виды двигательной активности в период беременности, при родах и в послеродовой период
  • Глава 25 занятия физической культурой в специальных медицинских группах школ и вузов
  • Глава 26 оздоровительная физическая культура для лиц среднего и пожилого возраста
  • 26.1. Анатомо-морфологические и физиологические особенности лиц зрелого (среднего) и пожилого возраста
  • 26.2. Физиологическая характеристика основных видов оздоровительной физической культуры
  • 26.3. Особенности планирования физических нагрузок для лиц среднего и пожилого возраста
  • 4.2. Механизмы лечебного действия физических упражнений

    Физические упражнения, возбуждая дыхательный центр рефлекторным и гуморальным путем, способствуют улучшению механики дыхания, легочной вентиляции и газообмена, ликвидируя либо уменьшая дыхательную недостаточность.

    Под влиянием занятий ЛФК повышаются общий тонус организма, его сопротивляемость к неблагоприятным факторам внешней среды; улучшается нервно-психическое состояние больного.

    Физические упражнения динамического характера в сочетании с дыхательными оказывают тонизирующее влияние и являются рефлекторными раздражителями дыхательной системы. На занятиях ЛФК используется способность человека произвольно управлять фазами дыхательного акта, изменяя ритм, частоту, глубину и тип дыхания, соотношения фаз вдоха и выдоха; тем самым ему предоставляется возможность выработать по механизму условных рефлексов полноценное дыхание.

    Физические упражнения, укрепляя дыхательные мышцы, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы.

    Систематические и целенаправленные упражнения, усиливая крово- и лимфообращение в легких и грудной клетке, способствуют более быстрому рассасыванию воспалительного инфильтрата и экссудата.

    Итак, использование физических упражнений способствует ликвидации или уменьшению патологических процессов в органах дыхания (предупреждение образования плевральных спаек, сохранение эластичности легочной ткани, улучшение проходимости дыхательных путей и т.д.), а также может способствовать развитию компенсаторных механизмов, улучшающих дыхание при необратимых морфологических изменениях аппарата внешнего дыхания.

    Занятия ЛФК, развивая функцию внешнего дыхания, стимулируют тканевое дыхание и тем самым способствуют ликвидации проявлений кислородного голодания тканей (В.Н. Мошков).

    4.3. Основы методики лфк при заболеваниях органов дыхания

    Методика ЛФК при заболеваниях органов дыхания предусматривает применение как общеразвивающих, так и специальных! упражнений.

    Общеразвивающие упражнения улучшают функцию всех органов и систем и оказывают благоприятное воздействие на дыхательный аппарат. В зависимости от состояния органов и степени патологических изменений в них применяются упражнения малой, умеренной и большой интенсивности. Следует помнить, что выполнение непривычных физических упражнений может привести к нарушению ритма дыхания. Выполнение упражнений в быстром темпе может вызвать увеличение частоты дыхания и гипервентиляцию, что неблагоприятно сказывается на самочувствии больных.

    Специальные упражнения направлены на: улучшение функции дыхания в покое и при мышечной деятельности; увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы; укрепление дыхатель­ной мускулатуры; растягивание плевральных спаек; очищение дыхательных путей от патологического содержимого (слизи, мокроты, гноя);

    При поражении легких довольно часто возникает необходимость в избирательной (локальной) вентиляции определенных участков легкого.

    Для улучшения вентиляции верхушек легких целесообразно использовать углубленное дыхание в и.п. сидя на низкой скамейке, при котором ограничивается диафрагмальное дыхание и компенсаторно усиливается «ключичное», или верхнегрудное, дыхание . При таком дыхании расширяется главным образом верхняя часть грудной клетки; это связано с работой мышц, поднимающих вверх плечи, ключицы, лопатки и ребра. При этом грудная клетка вытягивается вверх, но расширяется незначительно – только в верхней части. Поэтому расширение легких при вдохе минимально: только верхние их части заполняются воздухом. Тренировка верхнегрудного типа дыхания выполняется в и. п. сидя на краю стула, откинувшись на спинку (ноги вытянуты). На вдохе грудная клетка поднимается вверх, на выдохе опускается.

    Для «реберного», или нижнегрудного, дыхания характерно расширение грудной клетки преимущественно в стороны. В силу этого в дыхании участвуют главным образом срединно расположенные сегменты легких. Тренировать его следует в и.п. сидя на краю стула или стоя (кисти плотно охватывают нижнебоковые отделы грудной клетки, пальцы направлены вперед). На вдохе нижнебоковые отделы грудной клетки расширяются в стороны, на выдохе грудная клетка спадается и возвращается в и.п.; при этом кисти сдавливают ее. Вдох – через нос, выдох – через рот (губы сложены трубочкой).

    Вентиляция нижних отделов легких осуществляется с помощью диафрагмального дыхания , которое осуществляется при сокращении диафрагмы и опускании ее вниз, в сторону брюшной полости; при этом грудная клетка расширяется лишь в нижней части, и эти участки вентилируются лучше других. Диафрагмальное дыхание осуществляется в и.п. лежа на спине, ноги согнуты (под колени подложен валик). На вдохе брюшная стенка поднимается вверх; на выдохе живот втягивается, и лежащая на нем рука надавливает на живот. Вдох – через нос, выдох – через рот (губы сложены трубочкой).

    Два первых типа дыхания – верхнегрудное («ключичное») и нижнегрудное («реберное») – не физиологичны для организма и могут быть использованы либо для вентиляции слабо вентилируемых уча­стков легкого (после бронхолегочных заболеваний), либо для тренировки полного дыхания.

    Дыхательные фазы – вдох и выдох – должны последовательно сменять друг друга без задержки дыхания или с минимальной паузой между ними (обычно с удлинением выдоха). Акцент на удлиненный выдох позволяет уменьшить количество остаточного воздуха и улучшить легочную вентиляцию при пониженной эластичности легочной ткани и при ухудшенной проходимости бронхиального дерева.

    Дыхание должно производиться через нос. При этом наряду с очищением и увлажнением вдыхаемого воздуха раздражение рецепторов верхних дыхательных путей рефлекторно приводит к расширению бронхиол и углублению дыхания (А.Н. Крестовников).

    В методике занятий ЛФК применяются статические (СДУ) и динамические (ДДУ) дыхательные упражнения. К статическим дыхательным упражнениям относятся упражнения, выполняемые в покое, без движений конечностей и туловища. СДУ направлены на тренировку отдельных фаз дыхательного цикла: продолжительности вдоха и выдоха; пауз на вдохе и на выдохе; уменьшения глубины дыхания; удлинения выдоха, добавочного сопротивления на выдохе, толчкообразного выдоха; ровного, ритмичного дыхания; урежения дыхания. К статическим дыхательным упражнениям относятся и звуковые упражнения: произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе способствует удлинению фазы выдоха; произнесение вибрирующих звуков (ммм, ррр и т.п.) и звукосочетаний («брак», «брр», «жук» и т.п.) вызывает расслабление спазмированных бронхов и бронхиол.

    Для тренировки дыхательных мышц, увеличения внутрибронхиального давления и вследствие этого – увеличения просвета бронхов используется добавочное сопротивление (выдох через сжатые губы или зубы, выдох в воду, надувание резиновых игрушек). Скопление мокроты при воспалительных заболеваниях нарушает проходимость бронхов; возникает необходимость освобождения дыхательных путей от патологического секрета. Это достигается с помощью дренажа бронхов в различных положениях тела, способствующих выделению секрета за счет собственной массы (постуральный дренаж). Сочетание постурального дренажа с физическими упражнениями (дренажная гимнастика) весьма эффективно для удаления мокроты из просвета бронхов.

    При выполнении динамических дыхательных упражнений дыхание сочетается с различными движениями конечностей и туловища. Цель ДДУ – облегчение или, наоборот, затруднение дыхания при движении. Так, например, поднимание рук вверх и прогибание туловища назад способствуют более полному и глубокому вдоху; повороты и наклоны туловища с одновременным подниманием противоположной руки – растяжению плевральных спаек. ДДУ способствуют формированию навыков рационального согласования дыхания с движениями. Обучение дыхательным упражнениям надо начинать в покое. Навыки ритмичного, ровного дыхания в процессе двигательной деятельности лучше прививать во время ходьбы и бега.

    Реабилитация больных с бронхолегочной патологией с помощью средств ЛФК проводится поэтапно.

    На стационарном этапе (подострый период заболевания) на занятиях ЛФК в основном используются гимнастические и дыхательные упражнения.

    Дальнейший процесс реабилитации осуществляется на санаторном или поликлиническом этапах. Применение средств и форм ЛФК заметно расширяется; наиболее эффективны циклические упражнения.

    Показания к назначению ЛФК : подострый период, период выздоровления после острой пневмонии, плеврита, бронхита, межприступный период бронхиальной астмы.

    Противопоказания к назначению ЛФК : резко выраженное обострение хронических заболеваний легких; острый период бронхолегочных заболеваний; легочно-сердечная недостаточность III степени; частые приступы удушья.

    Лечебная физкультура применяется с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья, трудоспособности и предупреждения осложнений заболевания.

    Лечебная физическая культура обычно используется в комплексе с другими средствами лечения в соответствии с задачами восстановительной терапии.

    В основе метода лечения ЛФК (лечебная физическая культура) лежит использование биологической функции живого организма - функции движения, которая для человека имеет не только биологическое, но и социальное значения.

    Физическая культура занимает большое место не только в медицине (в частности, при заболеваниях нервной системы), но и в повседневной жизни современного человека, так как она повышает физическую активность (интенсифицирует функции организма) людей, живущих в условиях цивилизации, противодействует гипокинезии и оказывает на организм лечебно-восстановительное и профилактическое влияние.

    В лечебной физической культуре основным фактором является не движение вообще, а физические упражнения как организованная форма движения (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые, трудовые). Они рассматриваются как неспецифические раздражители, применяемые с лечебно-восстановительными целями. Движение только тогда будет выполнять свою лечебную и профилактическую роль, когда оно используется в организованной форме (физическое упражнение), в соответствии с медицинскими показаниями и задачами восстановительной терапии, применяется по обоснованной методике, дозируется с учетом состояния здоровья людей, особенностей поражения нервной системы и расстройства ее функции.

    Использование преимущественно активных физических упражнений отличает лечебную физическую культуру от других методов лечения. Так сознательное выполнение физических упражнений вовлекает пациентов в активное участие в процессе лечения. Единство психических и соматических функций является характерной чертой данного метода.

    Лечебная физическая культура или ЛФК как метод лечения , преследует не только лечебные цели, она воспитывает быстроту реакции, координацию, ловкость, силу, выносливость и др. В связи с этим ее считают не только лечебным, но и лечебно-воспитательным процессом.

    Признавая важную роль покоя в лечении пациентов с заболеваниями и травмами нервной системы, следует отметить, что покой и движение не противопоставлены друг другу в рамках лечебной физической культуры. Покой (строгий постельный режим) и движение (физические упражнения, труд) в режиме и лечении пациентов никогда не исключают, а всегда дополняют друг друга.

    Метод лечения ЛФК (лечебная физическая культура) биологически подходит для человека, мобилизует его активность, а физические упражнения обладают широким спектром действия. Этим объясняется успешность применения метода при различных заболеваниях и травмах и, в частности, при заболеваниях и травмах нервной системы.

    Лечебная физическая культура является методом общей неспецифической терапии, а физические упражнения служат неспецифическим раздражителем. Нейрогуморальная регуляция функций всегда обуславливает общую реакцию организма при физических упражнениях, в связи, с чем лечебную физическую культуру следует считать методом общей активной терапии. Помимо оздоровительного и общеукрепляющего влияния, физические упражнения могут оказывать специальное (правильное) действие на различные функции нервной системы, нарушенные заболеванием или травмой. Также, лечебная физкультура - функциональная терапия . Физические упражнения, стимулируя функции всех основных систем организма, приводят к функциональной адаптации пациента. Необходимо помнить о единстве функционального и морфологического и не ограничивать терапевтическую роль лечебной физической культуры рамками функциональных влияний.

    В лечебной физической культуре или ЛФК как методе лечения используется принцип дозированной тренировки физическими упражнениями. Систематическую и дозированную тренировку рассматривают как средство общего оздоровления организма, улучшение функций органов, нарушенных болезненным процессом, развития и закрепления моторных навыков и волевых качеств. С общебиологической точки зрения тренированность это важный фактор функциональной приспособленности, в которой очень большую роль играет систематическая мышечная деятельность.

    Дозированная тренировка физическими упражнениями приспосабливает организм к возрастающей активности и, улучшает восстановление трофических процессов, пострадавших функций движений и других нарушений, в конечном итоге приводит к функциональной адаптации человека.

    Специальная тренировка призвана развивать функции, нарушенные в связи с заболеванием или травмой. При заболеваниях нервной системы используют физические упражнения, непосредственно направленные на восстановления движения.

    Дозированная физическая тренировка приносит наиболее полный успех при соблюдении следующих общих принципов:

    1. системность воздействия физических упражнений с определенным подбором упражнений и последовательностью их применения (выбор исходных положений, чередование и вид упражнений, методика их применения, дозировка и др.);
    2. регулярность воздействия (от одного до нескольких раз в день), особенно при травмах и заболеваниях с нарушением функции движения;
    3. длительность лечебного курса физических упражнений; для большинства пациентов с заболеваниями нервной системы это регулярные занятия лечебной гимнастикой на протяжении всей жизни;
    4. увеличение дозировки физических упражнений, как в ходе отдельной процедуры, так и лечебного курса; постепенное увеличение физической нагрузки;
    5. индивидуализация физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания, возраста, пола и состояния пациента.

    Цены на ЛФК для подростков и взрослых представлены в разделе "Цены".

    Физические упражнения - двигательные действия, выполняемые с целью приобретения или совершенствования физических качеств , умений и двигательных навыков .

    Движение - одно из необходимых условий нашей жизни. Нужно для того, чтобы нормально протекали жизненные процессы. Движение регулирует все функции организма, и является одним из важнейших факторов при лечении больных.

    Двигательная деятельность человека имеет довольно разное проявление, но в любой двигательной деятельности различают два компонента:

    1. двигательный;
    2. вегетативный (изменения во внутренних органах).

    Вследствие регулярного использования , начинает развивается особое состояние организма человека- это состояние тренированности, который характеризуется следующими признаками:

    • улучшается координация деятельности различных систем организма между собой (согласованность в работе);
    • повышаются возможности различных функций и систем организма.

    Именно поэтому под влиянием систематического и правильного использования физических упражнений , у больного человека в организме происходят различные изменения, которые способствуют более быстрому выздоровлению.

    В основе лечебных действий физических упражнений лежат следующие группы механизмов :

    • тонизирующего действия физических упражнений;
    • трофического действия физических упражнений;
    • компенсаторного действия физических упражнений;
    • нормализующего действия физических упражнений.

    1. Механизм тонизирующего действия физических упражнений.

    Под понятием «тонус » понимают определенное состояние активности организма. Понятие «жизненный тонус человека » содержит психологическую и функциональную составляющие. О здоровом человеке говорят: «она имеет хороший жизненный тонус». При заболевании же происходит в большей или меньшей степени, снижение жизненного тонуса человека , связанное с нарушением функций определенных систем организма и обязательными нарушениями в центральной нервной системе.

    Специально же подобранные упражнения могут усиливать процессы возбуждения или торможения в ЦНС и таким образом способствовать восстановлению нормальной уравновешенности и подвижности нервных процессов. Такие упражнения улучшают регулирующие свойства, активизируют деятельность эндокринных желез и стимулируют вегетативные функции и обмен веществ по определенному механизму моторно-висцеральных рефлексов (ММВР).

    Тонизирующее воздействие физических упражнений пропорционально количеству мышц вовлеченных в двигательную деятельность, а также чем сильнее прилагается мышечное усилие. У тех людей, кто занимается (ЛФК ), возникают положительные эмоции, создается приподнятое настроение и появляется уверенность что скоро они станут здоровыми.

    2. Механизм трофического действия физических упражнений.

    С целью лучшего понимания механизма трофического действия физических упражнений сначала вспомним некоторые понятия.

    • Обмен веществ - это совокупность всех видов превращения веществ и энергии и всех химических изменений в организме человека, обеспечивающих его жизнедеятельность, развитие, адаптацию к внешним условиям и связь с окружающей средой.
    • Обмен веществ - основная функция жизни. Необходимым и важным звеном обмена веществ является клеточное питание, которое является сложной системой процессов ассимиляции и диссимиляции.
    • Ассимиляция - процесс переработки и усвоения организмом веществ, поступающих к нему из окружающей среды.
    • Диссимиляция (от лат. «Похожий») - расписание органических соединений в организме с преобразованием их в простые вещества, в результате чего происходит обновление) кивои материи и движения необходимой для жизнедеятельности энергии. Действие диссимиляции противоположной к ассимиляции, вместе с которой они составляют обмен веществ организма-метаболизм.
    • Метаболизм (от греч. «Изменение», «преобразования») - преобразование веществ и энергии, которые составляют основу жизнедеятельности организма.
    • Трофика (от гр. «Питания») - совокупность процессов клеточного питания, которые обеспечивают сохранение структуры и функции органа или ткани.
    • Патологическое искажение трофических процессов получило название дистрофического процесса.
    • Дистрофия - нарушение питания тканей, органов или организма человека или животного в целом, что приводит к его истощению.

    Нарушение трофики проявляется не только в нарушении функций, но и строения этой ткани или органа.

    В процессе движения появляются проприоцептивные импульсы , идущие в вегетативные центры и высшие отделы нервной системы перестраивая их функциональное состояние, а это в свою очередь способствует улучшению трофики тканей и внутренних органов с механизмом моторно-висцеральных рефлексов (ММВР).

    Мышечная деятельность стимулирует окислительно-восстановительные, обменные а также регенеративные процессы в организме человека. В мышце, которая работает, происходит увеличение и расширение количества функционирующих капилляров, повышается скорость кровотока, усиливается приток артериальной крови насыщенной кислородом, и отток венозной крови, улучшается лимфообращение. Вследствие чего продукты воспаления быстрее рассасываются, предупреждается образование спаек и развитие атрофии.

    3. Механизм компенсаторного действия физических упражнений.

    Положительные сдвиги, направленные на уменьшение негативных последствий болезни, называют компенсаторными явлениями. Сущность этих явлений заключается в том, что те органы, которые непосредственно не страдают от заболевания, берут на себя функции органа, который пострадал.

    В зависимости от типа заболевания компенсации могут быть постоянными или временными. Первые возникают в случае безвозвратной потери или ограничения функции, а вторые - во время болезни и пропадают после выздоровления.

    Учеными доказано, что физические упражнения способствуют скорейшему восстановлению или замещению функции органа или системы, затронутых болезнью. Задача занятий физическими упражнениями-ускорить компенсацию.

    Проприорецепторы (чувствительные рецепторы) - это чувствительные нервные окончания, которые расположены в мышечно-суставном аппарате (связках, мышцах, суставных сумках). Благодаря проприорецепторов у человека есть ощущение положения, движения, силы.

    Формирование компенсации обусловлено рефлекторными механизмами. Физические упражнения непосредственно способствуют увеличению размеров как сегмента тела так и парного органа, повышая их функции и функции пораженной системы в целом. Физические упражнения привлекают к работе те мышцы, которые ранее не участвовали в выполнении не свойственных для них движений.

    4. Механизм нормализации функций, пострадавших.

    Восстановление анатомической целостности тканей или органа, отсутствие после лечения признаков болезни еще не является свидетельством функционального выздоровления больного человека . Нормализация функций возникает под влиянием физической нагрузки , постоянно растет, вследствие этого постепенно совершенствуются регуляторные процессы в организме, восстанавливаются моторно-висцеральные связи, устраняются временные компенсации и двигательные качества человека.

    Например, если (в случае когда после перелома наблюдалось ограничение движений в суставе) способствовать увеличению подвижности сустава, таким образом будем способствовать нормализации его функции. Этот положительный результат возникает под действием целенаправленных, индивидуально подобранных физических упражнений, которые называют лечебной физической культурой (ЛФК ).

    В 1928 году выдано установки по лечебной физкультуре «Лечебная физическая культура » (авторы Б. Я. Шимпшлевич, В. Н. Мошков и Т. Г. Никитин). Было предложено заменить термины «лекарственная гимнастика», «кинезитерапия», «енерготерапия», «мототерапия», «миокинезитерапия» и другие более правильно - «лечебная физическая культура «.

    В. М. Мухин считает, что лечебная физическая культура является средством физической реабилитации (к которым он также относит лечебный массаж , физиотерапию , механотерапию , трудотерапию ) это метод лечения, использующий средства и принципы физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, предупреждения их обострений и осложнений, восстановления здоровья и трудоспособности больных а также инвалидов.

    По мнению В. И. Дубровского, лечебная физическая культура - это метод, который использует средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для полноценного и более быстрого восстановления здоровья а также предупреждения осложнений заболеваний.