Основные требования нормы и правила медицинской деонтологии. Деонтология

Справочник Судмедэкспертиза

Основные принципы медицинской деонтологии и этики советского врача

  • Медицинская деонтология
  • Деонтология и научно-технический прогресс
  • Врачебные ошибки
  • Вопросы медицинской деонтологии в практике работы судебно-медицинского эксперта

Вся деятельность медицинских работников посвящена важнейшей задаче - охране здоровья населения. Здоровье - благо и счастье для каждого человека и необходимое условие роста производительности труда, экономической мощи страны, благосостояния народа. Забота Советского государства о здоровье каждого гражданина отвечает принципам гуманизма и социальной справедливости, служит целям дальнейшего процветания социалистического общества.

Основами успешной деятельности советского врача в равной степени являются: достаточная профессиональная подготовка, высокие морально-этические качества и соблюдение принципов коммунистической и профессиональной морали, идейно-политическая зрелость и преданность идеалам коммунизма. Если профессиональные знания и умения врача составляют фактическую основу его деятельности, то моральные качества врача являются идейной ее основой.

Мораль наряду с правом представляет собой форму общественного сознания и общественных отношений, регулирующую поведение людей в обществе - совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных в общественном сознании норм поведения, выражающих волю господствующих классов и отражающих социальные потребности общества на определенном этапе его развития.

Проводя в жизнь свою политику и свои интересы, господствующий класс использует в числе прочих средств и средства морали, чтобы разрешить, в частности, главную нравственную проблему - сочетание личных и общественных интересов. Важно, что при этом общие требования морали, господствующие в обществе, детализируются и конкретизируются применительно к отдельным профессиональным и социальным группам, имеющим свои интересы. Следовательно, главными в любой профессиональной морали являются основные принципы и требования общей коммунистической морали, господствующей в нашем обществе, и соблюдение этих принципов является обязательным для каждого представителя любой профессии.

В процессе исторического развития отдельные профессиональные группы вырабатывали и старались закрепить моральные нормы, регулирующие отношения ее членов между собой и с обществом, в своеобразных уставах, кодексах, «клятвах». И не случайно, что первой клятвой на верность своему профессиональному, долгу была клятва Гиппократа, в которой в сжатой и образной форме перечислялись обязанности врача по отношению к больным и их родственникам, к своим учителям, запрещались действия, которые могут причинить физический или моральный вред больному или близким ему людям.

На протяжении многих веков клятва Гиппократа являлась основой для клятвенных, так называемых «факультетских» обещаний врачей во многих странах, в том числе и в России.

В 1971 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена «Присяга врача Советского Союза». В этой присяге сконцентрированы основные моральные требования, которые Советское государство предъявляет каждому врачу и которые он клянется соблюдать всю свою жизнь:
- готовность посвятить все силы и знания охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества;
- постоянная готовность оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну;
- обязанность постоянно совершенствовать свои медицинские знания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики;
- обязанность беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины; во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали, всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед народом и Советским государством;
- принимать активное участие в борьбе за сохранение мира на Земле.

Медицинская деонтология

Совокупность морально-этических норм при выполнении медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей объединяется в понятие медицинской деонтологии - учения о долге врача, среднего и младшего медицинского персонала.

Деонтология включает в себя три равно важные составные части: долг медицинского работника по отношению к обществу; долг медицинского работника по отношению к больным и их родственникам и близким; долг медицинского работника по отношению к своим коллегам по профессии.

По выражению академика АМН СССР А. Ф. Билибина, «Деонтология - душа медицины и мудрость врачевания». Деонтология советского врача содержит все лучшее, что составляет гуманизм.

Высокие моральные требования к врачам предопределяются сущностью самой врачебной профессии, ее принципиальными особенностями , отличающими: медицинскую профессию от других.

Главная особенность врачебной профессии состоит в том, что объектом деятельности врача являются человек, его жизнь и здоровье. Именно это накладывает огромную ответственность на врача, ибо здоровье и жизнь это самое дорогое, что есть у человека.

Особенность врачебной профессии обусловлена чрезвычайной сложностью и многообразием процессов жизнедеятельности организма человека, вариабельностью течения заболеваний при индивидуальном их проявлении у каждого отдельного человека, а также все нарастающим потоком научной медицинской информации, проявлением все новых и новых диагностических и лечебных приемов и средств. Это требует повседневного, в течение всей врачебной деятельности, самообучения и самосовершенствования.

«Профессия врача - это подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов», - писал великий русский писатель, врач и гуманист А. П. Чехов.

Следует отметить и то, что ни в какой другой профессии ошибки и упущения не имеют столь тяжелых для человека последствий, ибо за ошибку и небрежность врача расплачивается больной и платит за это своим здоровьем, а иногда и жизнью.

Перечисленные особенности врачебной деятельности обусловливают необходимость высоких морально-этических качеств для любого медицинского работника и прежде всего - врача.

Деятельность врача строго регламентирована не только моральными, но и правовыми нормами - необходимостью соблюдения законодательства о здравоохранении, ведомственных приказов и инструкций. Следует отметить, что все правовые нормы, регулирующие деятельность врача, имеют глубокую нравственную основу в виде принципов коммунистической морали. И, наоборот, некоторые моральные нормы, как, например, обязанность соблюдать врачебную тайну, стали законом.

Хорошо известно, что нарушению медработниками норм советского права предшествует забвение деонтологических норм в системах «врач - больной», «врач - общество». Несоблюдение деонтологических правил часто является поводом для конфликтов между больными, их родственниками и медицинским персоналом, особенно при неблагополучных исходах лечения.

Основополагающими принципами советской медицинской деонтологии являются следующие принципы.

1. В системе « Врач - больной». Одной из главных моральных черт врача является высокое чувство ответственности за жизнь и здоровье больного. Оно проявляется прежде всего в чутком и внимательном отношении к больным, в умении найти индивидуальный подход к ним и установить хороший контакт с ними, в изучении психологии больного человека. Однако одной чуткости недостаточно: чувство ответственности может быть реализовано только через высокое профессиональное мастерство врача, его умение клинически мыслить, в каждом конкретном случае правильно поставить и обосновать диагноз заболевания, выбрать и применить метод лечения, добиться медицинской и социально-трудовой реабилитации больного.

Врач должен суметь заслужить доверие больного к себе, внушить больному веру в успех лечения. Для этого необходимо изучить характерологические особенности больного, учитывать их, пытаться нейтрализовать и преодолеть мнительность, тревогу за исход заболевания, умело проводить психотерапию и психопрофилактику.

Врачебная этика требует от врача искренности, честности и правдивости. Если заболевание имеет более или менее благоприятный прогноз, врач обязан сообщить больному диагноз. Однако в отдельных случаях, например при неоперабельных злокачественных опухолях, других неизлечимых заболеваниях, допустима «ложь во спасение» - больному рекомендуется сообщить другой диагноз, чтобы не отнимать у него надежду на спасение.

2. В системе «Врач - родственники больного». Больной должен находиться в оптимальной психогигиенической обстановке. В ее создании большая роль принадлежит не только врачу, но и родственникам больного. Врачу необходимо найти и установить контакт с ними на основе высокой тактичности, откровенности и полного взаимного доверия. Родственникам следует сообщить о больном необходимые и точные сведения о диагнозе заболевания, избегать предположений, не разглашать сведения, составляющие врачебную тайну. Работа врача с родственниками больного должна быть индивидуальной. При этом следует учитывать взаимоотношения больного с его родственниками и степень влияния их на больного, способность помочь врачу в психотерапевтическом воздействии на больного.

3. В системе «Врач - врач», «врач - медицинские работник и». Взаимоотношения между врачами и другими медицинскими работниками являются важной частью медицинской деонтологии. От того, насколько правильно и тактично строятся эти взаимоотношения, какой психологический климат в лечебном учреждении, зависит и качество его работы. Основой для правильных взаимоотношений в медицинских коллективах являются взаимоуважение, взаимное доверие, готовность помочь друг другу, а в конечном счете больному. Недопустимы резкие критические замечания одного врача в адрес других в присутствии больных, средних медицинских работников. Вместе с тем на врачебных конференциях действия врачей или других медицинских работников должны обсуждаться строго объективно, но в спокойном тоне, критика должна носить конструктивный характер.

Средние и младшие медицинские работники - ближайшие помощники врача. Их работа благородна, но трудна, и они заслуживают внимательного отношения к себе. Один из принципов коммунистической нравственности гласит: «Человек человеку - друг, товарищ и брат». Во взаимоотношениях медицинских работников между собой этот принцип должен быть главенствующим.

Деонтология и научно-технический прогресс

Бурное развитие современной научной медицины и практики здравоохранения, связанное с научно-техническим прогрессом, обусловливает и особенности медицинской деонтологии в этот период.

В настоящее время в практике врача при обследовании и лечении больных применяется огромное количество сложнейших медицинских аппаратов, производятся различные лабораторные, инструментальные исследования. Неправильное понимание врачом его роли в диагностическом и лечебном процессе может отдалять врача от больного, суживать контакты между ними. Для того чтобы ликвидировать эту опасность, необходимо гармонично сочетать применение достижений науки и техники с гуманным отношением к больному, с высокой профессиональной культурой врача и его клиническим мышлением.

Другой особенностью, характеризующей современную медицину, является наличие большого количества «узких» специальностей. От лечащего врача в этих условиях требуется умение интегрировать данные, полученные от «узких» специалистов, правильно оценить их. Если врач недостаточно подготовлен, он может в определенных случаях превратиться как бы в диспетчера, направляющего больного от одного специалиста к другому. При этом больной перестает доверять врачу, его знаниям, а сам врач невольно снимает с себя ответственность за больного, разделяя ее между многими специалистами.

Не менее важной особенностью современной медицины является и то, что лечение больного в ряде случаев, особенно при тяжелых экстремальных состояниях, производится не одним врачом, а коллективом специалистов. От каждого из врачей, участвующих в лечении больного, требуется умение работать в коллективе, интегрировать свои знания и действия со знаниями и действиями своих коллег.

Важной составной частью медицинской деонтологии является учение об ятрогениях. Первоначально ятрогении (болезни, вызванные врачом) рассматривались как болезни или осложнения болезни, порожденные отрицательным влиянием высказываний медицинских работников на психику больного. В настоящее время ятрогениями считают функциональные и органические заболевания, осложнения, последствия, причинами которых является ошибочное поведение или действие врача в процессе диагностики и лечения больного.

Врачебные ошибки

Под врачебной ошибкой понимают искреннее заблуждение врача в его суждениях и действиях при выполнении им своих профессиональных обязанностей, если при этом отсутствуют элементы халатности, самонадеянности, медицинского невежества.

В основе врачебных ошибок могут лежать объективные причины и условия - недостаточное совершенство методов диагностики и лечения, объективные трудности диагностики (невыраженность ведущих симптомов заболевания, кратковременность пребывания больного в стационаре и др.) и субъективные - недостаточный опыт врача.

Врачебные ошибки можно разделить на группы: 1) диагностические; 2) ошибки в выборе метода и осуществлении лечения; 3) ошибки в организации медицинской помощи; 4) ошибки в ведении медицинской документации.

Диагностические ошибки встречаются чаще других. В ряде случаев исходных данных бывает недостаточно для постановки диагноза (отсутствие анамнеза, неясная, атипичная или скудная симптоматика, отсутствие необходимого времени для детального обследования больного, его бессознательное состояние или состояние алкогольного опьянения и др.). В других случаях, наоборот, информация о больном очень обширна, что не дает возможности в короткий срок отобрать главные сведения, необходимые для постановки точного диагноза. Понятно, что в этих условиях чаще ошибается молодой врач, не имеющий достаточного опыта. Диагностические ошибки могут обусловливаться также недостаточным обследованием больного или переоценкой данных лабораторных, рентгенологических и других исследований, заключений консультантов.

Ошибки в лечении встречаются реже диагностических и порождены в основном ими. Пути предупреждения врачебных ошибок - в их анализе и выяснении причин в каждом случае на конференциях лечащих врачей, патологоанатомов и судебных медиков, в постоянном совершенствовании профессиональных знаний врача, в овладении им новейшими достижениями медицинской науки и в точном соблюдении принципов медицинской деонтологии.

Вопросы медицинской деонтологии в практике работы судебно-медицинского эксперта

Судебно-медицинский эксперт - это прежде всего врач, поэтому соблюдение всех принципов и требований медицинской деонтологии является для него обязательным. Вместе с тем специфика профессиональной деятельности судебно-медицинских экспертов определяет ряд особенностей деонтологии, присущих этой специальности.

Производя исследования мертвого тела, судебно-медицинский эксперт должен помнить, что труп - это не только объект экспертного исследования, что человек недавно был живым, у него есть близкие люди, родственники, тяжело переживающие его утрату. Вследствие этого следует избегать излишнего травмирования мертвого тела, нужно стараться после исследования трупа придать ему подобающий для прощания с родственниками вид. В разговорах с родственниками и близкими покойного эксперт должен быть участливым и доброжелательным, избегать дополнительного психического травмирования их. Родственникам и близким покойного следует сообщать только необходимую объективную и достоверную информацию, не составляющую следственной тайны.

При освидетельствовании потерпевших по поводу телесных повреждений и особенно по поводу половых состояний или половых преступлений эксперт должен быть предельно тактичным, избегать лишних (не нужных для дачи заключения) вопросов, затрагивающих личную и интимную стороны жизни потерпевших, избегать высказываний, которые могут повести к ятрогении.

Может случиться, что эксперта будут пытаться ввести в заблуждение, сообщая неверные данные об обстоятельствах происшествия, его сроках и др. Эксперт не имеет права при этом раздражаться, высказывать вслух свое недоверие. Задача эксперта - выслушать рассказ свидетельствуемого и на основе объективных данных высказать свое мотивированное суждение о возможности или невозможности возникновения повреждений (или других явлений) при обстоятельствах, сообщаемых потерпевшим.

Особой деонтологической настороженности требуют случаи, в которых может идти речь о врачебных ошибках или дефектах медицинской помощи. В соответствии с инструкцией о проведении судебно-медицинской экспертизы судебный медик не в праве высказывать свое суждение о правильности или дефектности врачебных действий - это решается коллегиально экспертами и врачами-специалистами высокой квалификации. Высказанное необоснованное суждение о якобы неправильной или поздней медицинской помощи может быть передано родственникам покойного или потерпевшего, нередко в искаженном виде, и явиться источником многих жалоб, которые при проверках не подтверждаются.

Почти каждое заключение эксперта, являющееся доказательством в уголовных и гражданских делах, влечет за собой важные социальные последствия. Это накладывает на эксперта высокую не только профессиональную, но и моральную ответственность.

Деонтология (от греч. – учение о должном) – раздел этики, который рассматривает проблемы долга, сферу надлежащего (того, что должно быть), все формы моральных требований и их соотношение. Термин «деонтология» как учение о надлежащем поведении, поступках, образе деятельности ввел английский юрист, социолог и философ Иеремия Бентам в 1834 г. Изначально это понятие носило довольно узкий смысл – обязанность верующего перед Богом, религией, религиозной общиной. Впоследствии оно употреблялось для обозначения теории нравственности в целом. Постепенно понятие «деонтология» стало употребляться в несколько другом смысле – в качестве термина, определяющего надлежащее поведение, поступки и действия отдельной личности или специалиста.

С формированием деонтологии этика по морали дружелюбного поведения стала моралью нормы, поскольку норма фиксирует необходимое, обязательное в определенных максимумах, правилах.

Деонтология рассматривает деятельность, преимущественно профессиональную, с точки зрения надлежащего, обязанности и, конечно, нормы, что фиксирует должное, необходимое поведение.

Учение о должном является ядром каждой профессиональной этической системы. Понятие «деонтология» значительно более узкое понятие, чем «профессиональная этика». Если этика раскрывает суть профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений. Именно в деонтологии ярко выражено соотношение моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалистов.

Общественная полезность и характер деятельности профессиональных юристов, в том числе сотрудников правоохранительных органов, важность сферы их деятельности (цель, средства и конечный результат), безусловно, предполагают специфически профессиональные нравственные требования. В этом отношении особенность профессиональной морали юристов является результатом специфического преломления общих принципов и норм морали в их служебной деятельности и неслужебном поведении и выражается в следующих чертах:

1. Ни в какой другой области жизни нормы поведения, морали не являются в максимальной степени обязательными и определенными.

2. Моральные нормы юриста, как и сотрудника правоохранительной системы, юридически оформлены, подкреплены законом, установлены государством.

3. Нормы и принципы профессиональной этики сотрудника ОВД и юриста носят повелительный характер и требуют исполнительности, обязательности выполнения.

4. Действия профессиональных юристов и сотрудников ОВД при всей их строгости должны быть справедливыми, не унижающими человеческое достоинство.

5. Отношения профессиональных юристов и сотрудников правоохранительной системы с гражданами требуют индивидуального подхода, внутренней культуры и такта.

6. При применении права юристам и сотрудникам ОВД необходимо ко всему подходить с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий.

Из всех этих особенностей складывается во всей полноте профессиональная этика сотрудников правоохранительной системы, его нравственная культура в целом. Профессиональная этика – это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

Это совокупность этических норм при выполнении медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей. Таким образом, деонтология предусматривает нормы взаимоотношений с больными, а медицинская этика - более широких проблем: взаимоотношений с больными, медработниками между собой, родственниками больного, здоровыми людьми.

Эти два направления диалектически связаны между собой.

Врач и больной.

Главная забота врача - улучшение здоровья больного человека. Тактика врача по отношению к больному, как правило, строго индивидуализирована. Она должна строиться в зависимости от тяжести состояния больного, с учетом его характера, культуры, образования.

Для одних людей, особенно молодых женщин, требуется ласковое, мягкое обращение, внимательность, необходимость сказать комплимент и т.д. для других, особенно мужчин, прошедших службу в армии, необходима суровая категоричность заключения, имеющего командный стиль. Третьим, с низким интеллектуальным уровнем, следует простыми, доступными словами объяснить, чем страдает больной, какую операцию необходимо выполнить. Самое главное - показать пациенту, что хирург лично заинтересован в его выздоровлении, знает, как помочь больному, и уверен в успехе лечения.

Во всех случаях больные нуждаются в утешении, однако врач обязан поставить в известность больного о серьезности его положения, развитии возможных осложнений. Исключение делается только для безнадежных больных, страдающих онкологическими заболеваниями. Врач должен отмечать даже малейшие положительные изменения в состоянии больного, что имеет большое моральное значение.

Следует подчеркнуть, что на все инвазивные вмешательства необходимо письменное согласие пациента, которое фиксируется в истории болезни. При отсутствии росписи больного в истории болезни возможны юридические разбирательства в суде со стороны родственников больного.

Врач и родственники больного.

Ближайшим родственникам больного (родственникам первой линии) врач обязан сообщить исчерпывающую информацию о характере заболевания, виде операции, возможных осложнениях, операционном риске. Ближайшими родственниками являются жена, дети и родители пациента. Всем другим родственникам и знакомым даются по их требованию самые общие сведению о состоянии больного.

Следует строго соблюдать правило: согласие на операцию, имеющее юридическую силу, дает только больной. Только при бессознательном состоянии, недееспособности в результате психического заболевания, а также за детей, не достигших совершеннолетия, согласие на операцию дают ближайшие родственники. Врачу-хирургу всегда необходимо иметь контакт с ближайшими родственниками больного, что в случаях летального исхода позволяет избежать ненужных жалоб и кривотолков.


Врач-хирург с первых минут общения с больным раком должен убедить больного в возможности излечения. В настоящее время предметом дискуссии является необходимость информирования пациента о том, что он страдает раковым заболеванием. С юридической точки зрения, пациент имеет право на полную информацию о своем заболевании. В странах Западной Европы и Америке больному обязательно сообщают о том, что он болен раком. Однако большинство пациентов с онкологическими заболеваниями страдает в психологическом плане от понимания возможности прогрессирования заболевания.

Поэтому многие хирурги склоняются к старому, проверенному многолетней практикой положению о необходимости скрывать истинный характер заболевания.

В медицинских справках диагноз пишется на латинском языке, для проведения химиотерапии пациенты госпитализируются в палаты общего профиля.

Врачебная тайна.

В законе РФ «об оказании медицинской помощи населению» указано, что врач и другие медицинские работники не вправе разглашать, ставшие им известными в силу исполнения своих профессиональных обязанностей, сведения о болезни, семейной и интимной сторонах жизни пациента. Нельзя упоминать фамилию больного в научных трудах, демонстрировать фотографии больного, не маскируя его лица.

В тоже время врач обязан немедленно ставить в известность санитарные органы о случае инфекционных и венерических заболеваний, отравлении; следственные органы об убийствах и травмах, огнестрельных и неогнестрельных ранениях. Врач обязан сообщать руководителям учреждений о заболеваниях персонала, при наличии которых заболевшие не имеют работать в данной отрасли (туберкулез и венерические заболевания у работников пищеблока, эпилепсия у водителя и.т.д.).

Взаимоотношения работников в медицинском учреждении.

Отношения между сотрудниками медицинских учреждений, должны соответствовать следующим принципам общечеловеческой (христианской) морали: честность, дружелюбие, взаимоуважение, подчинение более опытному и старшему коллеге и др. В лечебных учреждениях должна быть такая обстановка, которая максимально щадила бы психику больного и создавала атмосферу доверия к врачу.

Недружелюбие и заносчивость руководителей, низкопоклонность и угодничество подчиненных исключают возможности анализа и исправления допущенных ошибок, ведут к снижению качества оказания медицинской помощи населению. С одной стороны, категорически нельзя обсуждать врачебные ошибки с пациентами и родственниками, с другой - честное и нелицеприятное обсуждение каждого летального исхода на врачебной конференции, способствуют профессиональному росту сотрудников отделения.

В хирургической клинике всегда должен присутствовать творческий процесс внедрения современных достижений науки в практику. Необходимо соблюдать принцип наставничества: более опытный хирург обучает молодого специалиста. Следующий основополагающий принцип - разумная ответственность в принятии решения: если диагноз остается неясным, то приглашается более опытный специалист. В то же время, если хирург не будет принимать самостоятельных решений, у него не останется пациентов. Взаимоотношения между высшим, средним и младшим медперсоналом должны строиться на взаимном доверии и уважении к друг другу. Однако не должно быть не малейшего панибратства, только строгий контроль по вертикали за выполнением решения.

Врач и общество.

Один из самых сложных вопросов медицинской деонтологии - отношения медицинских работников и общества в целом. Необходимо создание при медицинских учреждениях попечительских советов, куда бы входили ответственные работники администрации населенного пункта, представители промышленных и крупных сельскохозяйственных предприятий, способных оказать материальную поддержку медицинскому учреждению. Со своей стороны, медицинское учреждение берет обязательство по лечению и обследованию работников предприятий.

Сложным является и вопрос защиты медицинских работников в случаях смерти больных. Не секрет, что если погибает человек в молодом или зрелом возрасте, родственники зачастую склонны винить хирурга. Средства массовой информации, нередко не проверив фактов, публикуют разгневанные письма читателей. Последние часто обращаются в юридические инстанции. Решить вопрос о виновности врача может только суд.

Для защиты врачей в настоящее время создаются ассоциации по специальностям (хирурги, терапевты, гинекологи и т.д.). Каждый врач - член ассоциации может надеяться не только на профессиональную поддержку врачей, но и на квалифицированную юридическую помощь. Необходимо помнить о корпоративной этике медицинских работников, о том, что в больнице работает единая команда из врачей всех специальностей и доброе имя лечебного учреждения складывается из добрых имен всех его работников.

deontology) - наука, занимающаяся изучением этики и корректного поведения, а также определенных обязанностей врача по отношению к больному. Медицинская деонтология занимается изучением правил поведения врача по отношению к своим пациентам и врачей между собой; вопросом, необходимо ли сообщать пациенту о том, что он неизлечимо болен, или нет, а также некоторыми другими проблемами. Наиболее известен свод применяемых в медицине этических норм, сформулированный Гиппократом (клятва Гиппократа).

деонтология

(от греч. deontos – нужное, должное и logos – учение) -1) раздел этики, рассматривающий личность в свете проблем долга, должного; 2) одновременно учение о профессиональной этике психиатра, психолога.

Деонтология

греч. deontos, должное, logos - слово, понятие, учение) - 1. раздел этики, учение о должном; 2. медицинская деонтология - совокупность этических норм профессиональной деятельности медицинского работника с положенной в их основу нравственным принципом Гиппократа «не вредить пациенту ни делом, ни словом». Заметим, что основа врачебной этики формулируется здесь негативным образом, она, эта основа, как бы не подразумевает позитивной, действенной нравственной позиции. На самом деле нравственный долг врача в первую очередь требует от него действовать, как говорят, «на совесть», а не ради славы, денег или «за страх», с оглядкой на прокурора, который призван заменить чью-то совесть. Тем более, что в самих правоохранительных органах существуют серьезные проблемы как с деонтологией, так и с соблюдением норм закона. Так, по данным следственного комитета при прокуратуре РФ, на начало 2011 г. 34 % всех коррупционных дел в РФ заведены на работников правоохранительной сферы. И это при том, что иррациональные, явно коррупционные зарплаты и пенсии судей и тех же прокуроров на порядок превышают таковые у врача или учителя. Приоритет нравственного начала над правовым рассматривается как традиционный во врачебной деятельности отечественного врача, вероятно потому, что в народе издавна принято считать, что законы пишут люди, причем не обязательно самые достойные, а совесть создает природа человека, а для верующих людей она есть сам Господь в человеческой душе. Законами и указами разваливают не только государства, но и процесс формирования нравственных убеждений. По данным упомянутого комитета, по числу коррупционных дел министерство здравоохранения и социального развития вышло на конец 2010 г. на почетное четвертое место.

Для психиатра его нравственный долг имеет особенное, специфическое значение в связи с тем, что некоторые и даже многие его пациенты воспринимают адекватное предложение о госпитализации в психиатрическое учреждение, советы о целесообразности специфической терапии, как оскорбление, моральный вред, насилие, посягательство на права и свободы личности. С этим в значительной степени связаны появление безумного по своей сути антипсихиатрического движения, а также широкое распространение мифологии, в которой психиатры нередко предстают в глуповато-анекдотическом виде или, что еще чаще, в самом зловещем, садистическом облике, которым только и нужно, что стигматизировать, мучать людей, экспериментировать над ними, навешивать ярлыки, калечить их судьбы, и которые ничего другого делать просто не умеют и не желают делать. С давлением упомянутого движения в своей стране и стремлением угодить руссофобски настроенным политикам страны связано, очевидно, принятие у нас соответствующих законов, призванных, наконец, будто бы положить конец произволу психиатров самого черного, диктаторского, коммунистического периода существования страны, который, по словам «страдальца карательной психиатрии» Буковского, подлежит безусловному осуждению и заслуживает самого сурового приговора. Отказ от применявшейся ранее практики принудительной госпитализации и недобровольного лечения, когда это действительно показано, необходимо и понятно любому профессионально подготовленному врачу, замаскированный расплывчатыми формулировками, зафиксированными в законе об оказании психиатрической помощи в РФ (1993), несет явственный отпечаток этой разрушительной по своей сущности антипсихиатрической, если не сказать антисоциальной тенденции.

На деле упомянутый закон, вопреки декларируемым в нем высоким гуманистическим ценностям, зачастую серьезно затрудняет оказание своевременной помощи пациентам, поскольку последние, в силу нередко свойственной им анозогнозии, а вдобавок и присущих всякому обывателю предрассудков и суеверий, особенно касающихся психиатрической патологии, сравнительно редко осознанно соглашаются на лечение и тем более сами обращаются с такой просьбой. Откладывание в таких случаях помощи на неопределенное время причиняет серьезный ущерб как им самим, так и их близким, жизнь которых нередко превращается в кошмар, часто страдают и многие окружающие люди (между прочим, в литературе едва ли найдется серьезное исследование того, во что обходится домочадцам такой многолетний стресс, как жизнь бок о бок с психиатрическим пациентом, которому, по формальным основаниям, нет возможности оказать своевременную помощь). Этот закон, кроме того, демобилизует врачей неотложной помощи и дежурантов приемных отделений больниц, некоторые из которых предпочитают отказывать в необходимой помощи опять же по буквальным основаниям, с формальной точки зрения правильно ссылаясь на этот пресловутый закон (например, «галлюцинаций нет, госпитализация не показана», «пациент правильно ориентирован, психоза у него нет, ему следует лечиться амбулаторно» и т.п.). Иными словами, упомянутым законом фактически положено начало разрушению врачебной деонтологии, а не поощрению нравственной позиции врача, поскольку он далеко не всегда стоит на стороне принципа своевременного оказания специализированной помощи психиатрическому пациенту и его близким, как того требуют от врача вековые этические принципы. Последние, должен он делать вывод, устарели, от них пора отказаться, так как отныне все определяет параграф закона, а не норма морали. Кроме того, в силу упомянутого закона в населении страны начался и быстрыми темпами продолжается процесс накопления психотических пациентов, скорые психиатрические бригады временами бывают буквально заваленными заявками на вызова, пограничные отделения многих психиатрических больниц фактически превращаются или уже превратились в общепсихиатрические. Растет преступность, особенно бытовая, в значительной степени связанная именно с психиатрической, наркологической патологией и расстройствами личности, но которая лишь в малой части учитывается статистикой.

То же, что и о законе, можно сказать об официально принятом на Пленуме правления общества Российского общества психиатров в 1994 г. отечественном кодексе этики психиатра, где говорится: следующее::» Никакое психиатрическое вмешательство не может быть произведено против или независимо от воли пациента, за исключением случаев, когда вследствие тяжелого психического расстройства пациент лишается способности решать, что для него является благом, и когда без такого вмешательства с высокой вероятностью может последовать серьезный ущерб самому пациенту или окружающим. Применение психиатром к пациенту в этих случаях недобровольных мер необходимо и морально оправдано, но допустимо лишь в пределах, которые определяются наличием такой необходимости». Основываясь на подобных указаниях («непосредственная опасность больного для себя или окружающих», «неспособность решать, что есть благо», «высокая вероятность ущерба для себя и окружающих» и т.п.), врач едва ли сможет доказать на суде, лицам, совершенно некомпетентным в области психиатрии, правомерность принятых им недобровольных мер помощи, даже если фактически, процессуально и с моральной точки зрения он будет абсолютно прав. Очевидно, получив взыскание или иное наказание, в другой раз он не раз подумает, стоит ли ему повторять свой моральный подвиг. Реальное решение проблемы совершенствования психиатрической службы состоит не в том, чтобы написать благозвучный закон с ритуальным перечислением всех демократических ценностей и делать вид, будто он исполняется ко всеобщему удовлетворению. Оно, это решение, очевидно для всякого врача, и кроется оно в том, чтобы обеспечить, наконец, психиатру просто нормальные условия для выполнения его чрезвычайно сложных в интеллектуальном и эмоциональном плане обязанностей, вернуть ему в глазах общества нормальный человеческий облик, сохранить его профессию уважаемой и престижной, создать ему условия для постоянного профессионального роста, а не оплачиваемой им же самим видимости последипломного обучения, а помощь пациентам сделать доступной на самых ранних этапах развития психического расстройства, бесплатной, а не доходной для фармацевтических дельцов, каковой она ныне становится, и по-настоящему квалифицированной, комплексной, проводимой совместно с клиническими психологами, социальными работниками, экспертными службами и общественными организациями.

Деонтология - совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей. Термин предложен английским философом И. Бентамом (1748-1832) и употреблялся первоначально для обозначения теории нравственности как науки о морали. В работах "Введение в основания нравственности и законодательства" (1789), "Деонтология, или наука о морали" (1834) им обоснована важность учета индивидуальных и общественных интересов в целях достижения всеобщего согласия и утверждения добродетели, сочетания пользы с удовольствием. Впоследствии термин Д. сузился до характеристики проблем человеческого долга: из представлений об общественно должном человеку самому необходимо было определять свои нравственные позиции, требования к себе и своему поведению в обществе и т. п. Долг теперь выступает в качестве внутреннего переживания того принуждения, которое задается этическими ценностями, обязывающими строить свою жизнь в соответствии с ними. В еще более узком смысле Д. стали называть профессиональную этику медиков: соблюдение врачебного этикета, нравственные отношения "врач-врач, врач-пациент" и т. п.

И. И. Косарев

Определения, значения слова в других словарях:

Новейший философский словарь

ДЕОНТОЛОГИЯ (греч deon - долгжное и logos - учение, слово) - концепция, раздел этической теории, в котором рассматриваются вопросы, связанные с понятием долга Термин и концепция Д введен и разработан Вентамом Вопрос об исходной роли долга в этической теории до сих пор не...

Психологическая энциклопедия