Ребенок разговаривает как будто у него каша во рту. Как избавиться от «каши во рту»

Советы логопеда – Как избавиться от «каши во рту».
О том, что у ребенка проблемы с речью, родители часто узнают, уже когда пора идти в школу. И все бы ничего, но в престижные современные гимназии и лицеи детей с дефектами речи брать ой как не хотят. Тогда мамы и папы в ускоренном режиме начинают обучать кроху все говорить правильно. Но эта нагрузка для ребенка настолько большая, что можно отбить любую охоту ходить в школу. Ведь нельзя за три месяца научиться тому, что нужно было осваивать на протяжении 4-5 лет.

Какими проблемами обычно страдают дети? Среди наиболее распространенных есть дислалия (ребенок не может произнести или неправильно произносит некоторые звуки), фонетико-фонематические нарушения (ребенок не только плохо выговаривает, он неправильно воспринимает некоторые звуки). Конечно, бывают и вовсе сложные ситуации, когда ребенок обладает недоразвитой речью, бедным словарным запасом, плохо воспринимает и произносит звуки, не способен говорить связно.

Так что же должен уметь говорить ребенок? Не стоит думать, прочитав эту статью, что чуть ли не после первого «агу» нужно вести кроху к логопеду. Совсем нет. Спокойно можно развиваться до трех лет, а там уже и прислушаться пора. В этом возрасте ребенок имеет полное право неправильно выговаривать звуки и предложения. Его задание – понимать, что от него хотят родители (это легко проверяется мелкими заданиями: принеси мне что-то и т. д.) К логопеду трехлетнего малыша стоит завести в том случае, если он вообще ничего не говорит или не может понять ваших элементарных обращений.

В четыре года требования к речи уже немного меняются. Ребенок должен яснее изъясняться, чтобы его могли понять не только родители, но и посторонние люди, воспитатели. Если его речь может понять только мама, то стоит отвести кроху к логопеду. Если же большинство фраз малыша понимает даже дедушка-сосед, то ребенок развивается вполне нормально.

По разработанным нормам в пятилетнем возрасте нормальным для малыша является разве что плохое произношение звука «р». Все остальное должно быть правильным. А вот в шесть лет, когда скоро придется идти в школу, нужно все говорить правильно, использовать падежи, грамотно и связно строить предложения.

Логопеды советуют детям, которые плохо говорят и едят развивать челюстные мышцы. Им нужно давать кушать мясо кусочками, хлеб, целые фрукты и овощи. Также покажите ребенку, как набирать в рот воздух и перекатывать его от щеки к щеке. Очень важно уделять внимание и мелкой моторике: завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Сначала пускай малыш делает это на вас или на куклах, а позже уже и на себе.

По семейным обстоятельствам

Существует много дефектов речи. Например, алалия, когда человек вообще не говорит, дизартрия, при которой у человека в результате поражения мозга в прямом, а не в переносном смысле не ворочается язык, неподвижны губы и небо, афазия, когда речь исчезает из-за болезни. Но чаще всего логопеды сталкиваются с дислалией, когда человек не может произносить некоторые звуки, пропускает их или заменяет другими. Яркий пример – логопед из фильма, который не выговаривал большинство звуков. Помните: «фефекты фикции», «фефочка», «улица кой-кого»?

Дислалия проявляется в самом раннем детстве, примерно с двух лет, когда ребенок только начинает говорить. Многие родители не придают этому значения, считая, что со временем малыш начнет и сам говорить чисто и четко. В семидесяти процентах случаев так и бывает: к семи годам заканчивается формирование речевого аппарата и ребенок начинает говорить правильно. Но рассчитывать на это не стоит. В три года ребенка нужно показать логопеду, чтобы исправить дефекты речи до того, как он пойдет в школу. Это важно еще и потому, что дети с дислалией плохо осваивают и письменную речь.

«Каша» во рту может появиться из-за нарушений строения артикуляционного аппарата, например, неправильного прикуса, щелей между зубами, высокого неба, короткой уздечки языка. Иногда причина плохой дикции – аденоиды: достаточно их удалить, и речь налаживается.

Пример заразителен

Но бывает, что ребенку ничто не мешает, никаких причин, препятствующих правильной речи, нет, а он все равно шепелявит, мямлит, гнусавит. Дело может быть в том, что он просто подражает члену семьи или соседу с таким же дефектом речи. Бывает, в косноязычии ребенка виноваты взрослые: не поправляют его, если он говорит неправильно, «сюсюкают», коверкают слова на детский манер: «На-ка, выпей молоська». Писатель Корней Чуковский, изучавший детскую речь, писал: «Как бы ни нравились нам слова «колоток» и «кусарик», мы обязаны тут же заметить ребенку: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать «молоток» (или нужно сказать «сухарик»)».

Проблемы с дикцией нередко возникают и у детей из двуязычных семей. Они учатся говорить сразу на двух языках, и, говоря на русском, могут невольно использовать фонетику другого языка.

Бывает, что нарушения речи вызваны тем, что ребенок на слух не различает нюансов между свистящими и шипящими, твердыми и мягкими звуками. Ослабленным, астеничным детям может быть трудно говорить из-за плохого тонуса артикуляционного аппарата – языку, губам и челюсти просто не хватает сил производить правильную речь.

Вррредные буквы

Чаще всего трудности возникают с буквой «р». В народе этот дефект называется картавостью, а по-научному ротацизмом.

Второй по распространенности дефект речи – так называемый сигматизм, когда искажаются свистящие (с-з), шипящие (ш-ж) и так называемые аффрикаты (ч-щ). Пример – вор-карманник Кирпич из кинофильма «Место встречи изменить нельзя».

Реже встречается так называемый ламбдацизм – нарушение произношения «л». Типичный пример – дама из книги Сергея Довлатова «Компромисс», которая говорила: «У нас есть свадкие бувочки» или «Я так плакава, так плакава».

Есть множество упражнений, чтобы исправить эти дефекты. Однако посоветовать, какое именно подходит вашему ребенку, заочно невозможно, ведь только у буквы «р» есть тринадцать способов неправильного произнесения. Так что без консультации специалистов – логопеда, ортодонта, лора – не обойтись. Исправить плохую дикцию можно в любом возрасте, но лучше это сделать в детстве, пока у человека не выработался стойкий навык говорить неправильно.

Фитнес для спикера

Иногда человек говорит без явных ошибок, но речь его звучит невыразительно, монотонно, плоско. В результате теряется мысль, уходит смысл сказанного, зачастую собеседники не хотят его дослушать до конца. Кстати, 30% от первого впечатления, которое производит человек, приходится на его голос.

Выявить и устранить эти проблемы может только профессионал по технике речи. Кстати, сегодня к их услугам все чаще обращаются обычные люди, которые понимают, что хорошая речь – залог успешной карьеры.

Но неплохого результата можно добиться и самостоятельно. Для начала оцените свою осанку. Если она неправильная, речь не будет выразительной. Старый проверенный способ – встать, прислонившись спиной к стене. При хорошей осанке вы будете касаться стены пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Приучите себя всегда держать голову под прямым углом к шее.

Чтобы говорить легко, нужно правильно дышать. Часто речь звучит косноязычно только потому, что говорящему не хватает воздуха, чтобы закончить предложение, и он «прожевывает» окончания, комкает финал. Проверьте: при правильном дыхании на счет раз-два делается вдох, на счет три-четыре-пять-шесть – выдох.

Существует много упражнений для тренировки дыхания. Например, зажгите большую свечу, вдохните и попытайтесь задуть ее с одного раза на расстоянии около двадцати сантиметров. Потом научитесь задувать с одного вдоха две-три свечи. Кстати, вскоре, когда вы поймете, какой интенсивности должен быть выдох, свечу можно будет «зажигать» мысленно.

Хорошее упражнение – на одном вдохе как можно дольше распевать гласные («ааа-ооо-ууу-иии»), пока не кончится дыхание. Нормальный результат – 25 секунд.

Послушайте себя со стороны: запишите на магнитофон, как звучит ваш голос, прочитав отрывок из книги. Проделайте это упражнение несколько раз, стараясь добиться более выразительного чтения. Чтобы речь звучала более убедительно, делайте по ходу рассказа смысловые паузы, сбавляйте темп (особенно это касается женщин, которые привыкли тараторить).

Каша во рту у кого, чьём . Пренебр. Кто-либо невнятно говорит, неправильно произносит слова.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Каша во рту" в других словарях:

    каша во рту - См. произносить... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. каша во рту косноязычный, произносить; фифект фикции, глотать звуки, невнятно, говорить, шамкать … Словарь синонимов

    Каша во рту - (иноск.) о неясно, непонятно выговаривающемъ слова. Ср. Klösse im Munde клецки во рту … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Каша во рту - КАША, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    каша во рту - (иноск.) о неясно, непонятно выговаривающем слова Ср. Klösse im Munde клецки во рту …

    Каша во рту - у кого. Разг. Неодобр. О чьей л. невнятной речи, непонятном произношении. ФСРЯ, 197; БМС 1998, 255 … Большой словарь русских поговорок

    каша во рту - у кого О невнятном произношении … Словарь многих выражений

    у него вехотка(каша) во рту - (иноск.) не ясно говорит, картавит Вехотка тряпка, которой моют посуду … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    каша - Каша во рту у кого (разг. фам.) о невнятном произношении. Если у тебя каша во рту, то ты в артисты не годишься. Заварить кашу (разг.) перен. затеять хлопотливое дело. К ночи будь готов: заварится каша! Расхлебывать кашу (разг.)… … Фразеологический словарь русского языка

    КАША - КАША, каши, жен. 1. Кушанье из крупы, вареной в воде или молоке. Гречневая каша. Молочная каша. 2. перен. О том, что, разжижаясь, становится похожим на это кушанье (преим. о грязи; разг.). После оттепели и первых дождей дорога превратилась в… … Толковый словарь Ушакова

    КАША - КАША, и, жен. 1. Кушанье из сваренной или запаренной крупы. Крутая, густая, жидкая к. Гречневая, пшённая, рисовая, манная к. Заварить кашу кипятком. Маслом каши не испортишь (посл.). Мало каши ел (перен.: молод, неопытен или недостаточно силён;… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Жили-были Линь и Язь. Тридцать три скороговорки , Яснов Михаил Давидович. "Нередко, когда я прихожу, скажем, к первоклашкам, я приглашаю самых отважных быстро повторить за мной простую-препростую" Скороговорку-дразнилку" :Верка-вертушка, Во рту ватрушка! Вот тут-то…

Достаточно часто можно услышать такое выражение родителей о речи своего ребенка: «говорит, будто каша во рту». Действительно, существует такая речевая патология, которая именуется ДИЗАРТРИЯ.

Достаточно часто можно услышать такое выражение родителей о речи своего ребенка: «говорит, будто каша во рту». Действительно, существует такая речевая патология, которая именуется ДИЗАРТРИЯ. Это речевое расстройство, которое характеризуется «смазанностью», нечеткостью произношения. Причиной дизартрии являются разного рода нарушения проведения нервного импульса в мышцы артикуляционного аппарата - губ, нижней челюсти, мягкого нёба, и, чаще всего, языка. При этом в мышцах, не получающих полноценного управления нервной системой, изменяется тонус. Он может быть пониженным, повышенным, пониженным в состоянии покоя и резко нарастяющим в момент начала артикулирования. По этой причине ребенок с дизартрией не может овладеть точной артикуляцией звуков речи, особенно артикуляционно сложных звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ. Наиболее трудно им дается овладение звуками-аффрикатами Ц и Ч, произношение которых требует быстрого переключения артикуляционных действий. Даже, овладев точной артикуляцией отдельных звуков, ребенок зачастую не может сохранить их качество в речевом потоке, может допускать замены одних звуков на другие (например, звук Ш на звук С или наоборот), смешивать звук с разными звуками (например, звук Ш со звуками Ж и С). Нередко такое речевое нарушение сопровождается повышенным слюноотделением и в момент речи изо рта ребенка могут вылетать брызги слюны. Такие дети «проглатывают» окончания слов, «смазывают» окончание фраз, произнося их неразборчиво, на «затухающей» интонации. Все это довольно часто приводит к издержкам овладения грамматическим строем речи. В целом дети с дизартрией, как правило, не любят есть твердую пищу - морковь, жареное мясо, твердые сорта яблок и т.д. В повседневной жизни они не очень организованы - им трудно дается порядок в комнате, одежде. У школьников овладение разборчивым подчерком может занимать долгое время. А все издержки устной речи - замены, смешения звуков, «проглатывание» окончаний переносятся в письменную речь.

Важно знать, что дизартрия может быть выявлена в раннем возрасте, на этапе грудного кормления. Она поддается лечению и коррекции. Стратегию лечения и коррекции определяют невролог и логопед. Легкие формы проявления дизартрии становятся очевидны в период овладения сложными звуками, т.е. в 3-4 года. Они зачастую поддаются коррекции без неврологического лечения.

Стоит сказать о том, что дизартрия не является только детским недугом. Она может появиться во взрослом возрасте, после сильных нервных стрессов, черепно-мозговых травм, инсультов. В таких случаях прежде благополучная речь взрослого человека становится смазанной, нечеткой, затухающей в конце фраз. Если вдруг проявилась такая симпотоматика, необходимо в первую очередь обратиться к неврологу за медикаментозным лечением. Если же картина не улучшается, то важно, не затягивая ситуацию, обратиться к логопеду.

Помните! Здоровье и благополучие в ваших руках!

В настоящее время найти человека, который четко и ясно произносит все звуки и слова, непросто. Конечно, есть люди, которым хорошая дикция дается от природы, но их не так много. Тем, кто хочет, чтобы их всегда понимали, не переспрашивали по десять раз «Что ты сказал?», кто хочет развить речевой аппарат и избавиться от «каши во рту», вполне по силам помочь себе с помощью специальных упражнений и скороговорок для хорошей дикции.

Дикция – это произнесение слов и звуков отчетливо, с правильной артикуляцией. Чаще всего причиной плохой дикции является малоподвижность нижней челюсти, неумение хорошо открывать рот во время разговора.

Заниматься улучшением дикции можно на специальных курсах, группами и индивидуально, с логопедами, а можно и самостоятельно, с помощью скороговорок, направленных на правильное произношение отдельных звуков и их сочетаний. При произношении скороговорок, их множественном повторе, вы через некоторое время заметите, что непослушные ранее звуки произносятся всё легче, речь становится более членораздельной и понятной.

Скороговорки для дикции можно подразделить на «взрослые» и «детские», отличие их – только в смысле. Если скороговорки предлагаются ребенку, то они должны быть понятны, для маленьких детей – проиллюстрированы, а тем детям, кто уже умеет читать, скороговорку полезно записать на бумаге, отметить отрабатываемые звуки и показать их правильную артикуляцию.

А вот какие скороговорки для улучшения и развития хорошей дикции взрослых и детей вы можете разучивать на отработку отдельных звуков.

Звук «Р»:

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали;
- собирала Маргарита маргаритки на траве. Растеряла Маргарита маргаритки, да не все;
- на дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова. Дрова вширь двора, дрова вдоль двора. Не вместит двор дров, надо выдворить дрова на дровяной двор обратно;
- королева Клара строго карала Карла за кражу кораллов.

Звук «Л»:
- малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила;
- Ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели;
- Полили ли лилию? Видели ли Лидию? - Полили лилию. Видели Лидию;
- орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером.

Звуки «Б», «П»:
- маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала;
- бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа;
- горят лампы на рампе;
- командир говорил про подполковника, про подполковницу, про подпоручика, про подпоручицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал;
- краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Сено граблями, краб, грабь».

Звук «Ц»:
- целебен сок цветка нарцисса, он исцеляет тела мышцы. Цыгане ценят это средство и лечат этим средством с детства;
- цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «цыц!»;
- цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла наконец;
- цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Шипящие звуки:
- не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарище товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарища товарищу товарищ;
- чижик, щука, три леща чуют чёрта, трепеща;
- в четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто, чрезвычайно чётко;
- два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке;
- у Фени фуфайка, у Фаи туфли;
- чешуя у щучки, щетина у чушки;
- зажужжала пчела, дожужжалась паука;
- шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шуршат и шарят гроши.

Скороговорки на сочетание нескольких звуков:

Егерь Емеля в ельнике ел ежевику;
- на горе Арарат растёт крупный виноград;
- у осы не усы, не усищи, а усики;
- Елизавета, Екатерина и Яков продавали на ярмарке яркие майки;
- была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру;
- везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, всех в сугроб;
- Майя и Тимофей сидели на скамейке у подъезда и слушали соловья;
- вот сироп, кисель в стакане, это сырники в сметане, апельсины, персик, сливки, и сосиски есть в подливке.

Произнося скороговорки для хорошей дикции существует несколько правил, следуя которым будет проще и легче их усвоить:

Вначале слова надо произносить медленно, по слогам, четко их выговаривая;

Произносить скороговорки перед зеркалом беззвучно;

Произносить скороговорки шёпотом, но звуки должны быть понятны и слышны;

Пробовать произносить знакомый текст разными голосами: детским, женским, мужским, пропеть слова.

Золотое правило хорошего произношения – чтобы говорить быстро – надо научиться говорить медленно.